Советские радиопередачи для детей. Говорит Советский Союз! Любимые образовательные радиопередачи для детей

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды,и агитации. (Об истории создания научно-технической базы радиовещания см. разделы Электроника, радиотехника и электросвязь; СССР. Связь.)

Первые советские радиотелеграфные передачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первые радиовещательные - в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий". В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В 30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методов труда (стахановского движения и др.), в организации социалистического соревнования, в патриотическом воспитании населения.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 - о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им радиоприёмник). Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Передачи Всесоюзного радио готовят главные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи, литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области) и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах, областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания (среднесуточный объём 158,3 ч), 1-я программа (основная) - общесоюзная, информационная, общественно-политическая, познавательная и художественная (среднесуточный объём вещания 20 ч) имеет 3 дубля с учётом поясного времени для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме Туркменской ССР) и Казахстана, Восточной Сибири, Дальнего Востока. 2-я программа ("Маяк") - круглосуточная, информационно-музыкальная; передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа - общеобразовательная, литературно-музыкальная; среднесуточный объём 16 ч. 4-я программа - музыкальная, звучит на средних и ультракоротких волнах (объём вещания в среднем 9 ч), 5-я программа - круглосуточная, информационная, общественно-политическая и художественная, адресованная советским людям, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
Местное радиовещание в СССР осуществляют республиканские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции. Передачи ведут 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицы союзных республик, а также более 10 городов ведут стереофонические передачи. В СССР самое крупное в мире проводное вещание - общая длина линий около 2 млн. км, свыше 200 городов имеют многопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик ведут радиовещание по 3-4 программам.

Из 162 областных, краевых и окружных комитетов 113 ведут радиовещание на 2 и более языках (например, в Дагестанской АССР радиовещание на 9 языках). Собственное радиовещание ведётся также в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций). Существует сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ, колхозах и на стройках.

В стране на 100 семей приходится (1975) 79 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе может принимать программы Всесоюзного и местного радио по проводам. В 1977 общий среднесуточный объём радиовещания в Советском Союзе составил 1307 ч. Особое место занимали радиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советского народа в Великой Отечеств. войне 1941-45: "Хроника Великого Октября. Год 1917", "50 героических лет", "Литературная лениниана", радиохроника "Биография В. И. Ленина", "Подвиг народа", "Документы Великой Отечественной войны".

Основные общественно-политические программы Всесоюзного радио - информационные выпуски "Последних известий" по 1-й программе, а также выпуски новостей по программе "Маяк". Вопросы, связанные с социалистическим строительством, освещаются в радиоцикле "Ленинский университет миллионов". Передачи Всесоюзного радио "Время, события, люди" ведут многоплановый рассказ о трудовых буднях советских людей. Международные проблемы звучат в передачах "Международный дневник", "В странах социализма", "Международные обозреватели за круглым столом", "По странам и континентам".

С первых дней радиовещания, по рекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные на определённые социальные и возрастные группы населения. Ведутся передачи для рабочих ("В рабочий полдень" и др.), жителей села ("Земля и люди", "Сельские встречи"), детей ("Ровесники", "Пионерская зорька"), молодёжи (радиостанция "Юность" с различными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-технического образования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа и др.).

Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы и драматургии. В передачах участвуют известные писатели и поэты, ведущие критики ("Писатели у микрофона", "Поэтическая тетрадь", "Литература и искусство за рубежом", "Театр и жизнь"). Всесоюзное радио регулярно участвует в международном фестивале радиопостановок для детей и юношества.

Велика роль радио в пропаганде сочинений композиторов советских республик, мирового классического наследия, новинок музыкальной жизни зарубежных стран. Только по 1-й программе Всесоюзного радио ежедневно звучит 15-17 концертов, музыкальных обозрений. "Маяк" круглосуточно ведёт музыкальные передачи. Эти передачи - основные на 3-й программе и целиком составляют 4-ю.

Ведутся передачи по письмам слушателей "Почта радио", "Полевая почта "Юности"", "По вашим просьбам", "Поэтическая тетрадь", "В мире слов", даются консультации, справки по разнообразным вопросам. Большое внимание уделяется общеобразовательным и учебным передачам. Передачи дифференцированы по уровню образования аудитории, по разделам науки. Популярна передача "Радиоуниверситет музыкальной культуры". Значительное место занимают образовательные передачи и в программах местных комитетов. Регулярны спортивные передачи: информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейших международных состязаний.

Важную роль в работе Всесоюзного радио, местных комитетов по радиовещанию играют общественные редколлегии, в которые входят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным, научным, культурным проблемам. Многие программы составляются и ведутся с помощью рабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы и предложения слушателей.
Регулярное радиовещание на зарубежные страны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском, французском и других языках). В 1975 10 редакций вели вещание по группам стран и регионам на 70 языках. Передачи для зарубежных слушателей ведёт также станция "Мир и прогресс" (основана в 1964) - орган советских общественных организаций. Советское радио несёт слушателям всего мира правду о первой стране социализма, советском образе жизни, об успехах трудящихся Советского Союза в строительстве коммунизма, разъясняет внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. Передаются музыкальные и художественные программы. Передачи на зарубежные страны ведут также 9 республиканских комитетов (Азербайджанский, Белорусский, Армянский, Латвийский, Литовский, Таджикский, Узбекский, Украинский, Эстонский). Объём радиовещания на зарубежные государства из Москвы - свыше 200 ч в сутки.

Исследование на тему: "Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда".

Еркушова С. Ю.

Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко.

Краткая история детского радиовещания.

1925 г. – журналы «Радиопионер» и «Радиооктябренок» . 1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей. 1 октября 1934 г. - выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька» ). Выходила она на первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7:40 утра, а по воскресеньям – в 10:05, ее хронометраж – 20 мин. В выпусках радиогазеты «Пионерская зорька» слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике и о жизни советских школьников. Именно «Пионерская зорька» создала конкурс «Юнкоры – рыцари пера», в котором мог принять участие любой ребенок. Очерки, стихи, рассказы – все это приходило в редакцию «Зорьки» в огромных количествах. 1930-е гг. – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые передача Р. Иоффе были сделаны для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и игра «Петрушкина почта» . Все эти передачи вышли до войны. Весна 1944 г. – ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор Сергей Богомазов. «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна передача не была похожа на другую, они отличались содержанием тех разговоров, которые любимые герои вели с детьми… На каждый выпуск передачи дети присылали письма. Не десятками, не сотнями, а десятками тысяч… Самые интересные письма… он (Сергей Богомазов – прим. автора) включал в последующие выпуски»

1. Август 1945 г. – еженедельная программа «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, звали их в студию, где чемпионы рассказывали, как они били рекорды и с чего начинали свою спортивную карьеру. 31 декабря 1945 г. – первый выпуск детского географического журнала «Клуб знаменитых капитанов» . В нем персонажи детских литературных произведений рассказывают об открытиях. Авторы передачи – В. Крепс и К. Минц. Октябрь 1946 г. – ежемесячный литературный радиожурнал «Невидимка». В программе рассказывали о новинках литературы. Передача была направлена на углубление школьных знаний в области литературы и литературоведения. Помогали в этом ребятам Л. Кассиль, В. Инбер, В. Каверин, С. Михалков, К. Паустовский.

Декабрь 1947 г. – появление образовательной передачи «Радиоклуб юных географов» . Разные ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики рассказывали своим слушателям о том, как проходят настоящие экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу». Апрель 1948 г. - передача «Музыкальная шкатулка» , где каждый желающий мог передать приветы всем, кому только захочет. 1949 г. - Р. Иоффе был создан легендарный спектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Имя этого режиссера тесно связано с историей детского радиотеатра. Легендарным он стал не только благодаря замечательному сценарию и исполнению – в этой программе Р. Иоффе впервые использовала прием, который позволил создавать «сказочные» голоса. Она записала голос единственного актера сказки – Н. Литвинова – на медленно движущуюся пленку и затем пускала ее с нормальной, повышенной или пониженной скоростью. Так Буратино и другие герои сказки, которых также озвучивал Литвинов, обрели свои волшебные и абсолютно разные голоса. «Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста», - читаем мы в книге «Радиожурналистика»

2. Кроме «Буратино», Р. Иоффе было поставлено множество спектаклей для детей и взрослых. Детский радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был составлен режиссером из четырех переделанных сказок П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер». «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»

3. Сама режиссер говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»

4. Всего под руководством Р. Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей, среди которых «Оле Лукойе», «Нос», «Каштанка», «Ванина Ванини». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе

5. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»6. Март 1954 г. - цикл научно-популярных передач для юношества «Мир, в котором мы живем» . Цикл включал в себя четыре раздела: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров» . И в каждом разделе ребята слушали занимательные и полезные очерки и беседы

7. Апрель 1958 г. – географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Декабрь 1963 г. - просветительско-воспитательная передача – «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). В форме радиоигры в течение сорока минут ведущие разговаривали на злободневные темы. Вот только ведущими были не люди, а животные. Председатель КОАППа – Кашалот – собирал вокруг себя помощников: Рака, Птицу- Секретаря, Гепарда, Сову. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу – для детей это были забавные факты их мира животных. Передача была детской, но политический контекст в ней иногда читался. Апрель 1970 г. – познавательная программа о литературе «В стране Литературии» (позднее выходила под названием «Путешествие в страну литературных героев» ). В форме радиопьесы постоянные герои передачи – профессор литературы Архип Архипович и школьник Гена – вместе со слушателями и, зачастую, с Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном распутывали странные истории, связанные с разными произведениями литературы. 1972 г. – программа «Радионяня» . Слова из музыкальной заставки этой передачи – «Радионяня, радионяня, есть такая передача» - помнит несколько поколений детей. В передачу приглашали известных писателей-сатириков. 1976 г. – 14 радиопостановок. Это и инсценировка повести Алексина «Мой брат играет на кларнете» («Из дневника девчонки»), и «Венский вальс» по одноименной повести Анчарова, и постановка повести Астафьева «Перевал», и композиция «Пушкин мой всегда жив», построенная на стихах и письмах поэта и воспоминаниях современников. 90-е гг. – литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей, сократилось. А. А. Шерель отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания»

8. Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком современных радиостанций многосерийные спектакли стали разделять на несколько десятков передач хронометражом 8-12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, по большей части, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занимается «Радио России». В эфире этой станции можно услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но семи программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности детей в радиоспектаклях и информации в целом. 25 декабря 2007 г. – появление «Детского радио» - «единственной в России радиостанции, вещание которой целиком посвящено детям»9. Программа «В стране литературных героев», которая выходит в эфире радиостанции - это модернизированная версия советской передачи, о которой мы говорили ранее. Но последний ее выпуск вышел довольно давно - в сентябре 2012 года. Кроме этой, в эфир радиостанции выходит множество передач с похожими названиями («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), которые транслируют сказки, однако радиоспектаклей, рассчитанных на старших детей, не хватает. Как не хватает и научно-популярных программ.

Материал взят с https://vernsky.ru/pubs/5421/Radioperedachi_dlya_detey_Arhivy_Gosteleradiofonda_Yuridicheskoe_litso_obladatel_pervonachalnyh_avto?view_mode=text

Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.

Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса - «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.

Цель данной работы - проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.

Временный период исследования выбран по ряду причин:

Двадцать пять лет (45-70гг.) - наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший количественный рост радиопередач.

Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.

Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом исследовании.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.

Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.

Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.

Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.

Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика», учебник Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги Меньшиковой А.А. «Радио - детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».

Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну, однако может быть интересная своей практической частью - анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской радиожурналистики.

На защиту выдвигаются следующие положения:

Послевоенный период - этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров радиожурналистики.

50-е - 60-е годы - время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.

Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских радиопередач.

По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и познавательно.

Глава 1. Советская радиожурналистика 1945-70 гг.

Первые четыре этапа развития советского радиовещания.

Традиционно, прежде чем говорить об обозначенном периоде истории, мы должны кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой предстояло развернуться советскому радиовещанию. Итак, кратко:

К первому этапу развития русской радиожурналистики некоторыми исследователями принято относить «зачаточный» - царский период. В это время радио и радиотелеграф использовались преимущественно в военных целях. Об активном использовании радио известно мало, однако есть свидетельства об использовании радио для местной передачи информации через репродукторы. Радиотелеграф использовался на фронтах Первой мировой войны. Сводки новостей, зачитываемые через репродукторы газетные материалы, звучали в Петрограде.

Второй этап - этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом» .

В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).

Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты.

Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.

С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930) . Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».

В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.

Четвертый этап - это период Великой Отечетсвенной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2, 3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).

Радио тоталитарного государства (1945-1970)

Послевоенные годы и время хрущевской «оттепели» - период второго рождения радио. Теперь оно вынуждено конкурировать с телевидением и кинематографом, хотя эта конкуренция еще не в силах сдавить размах бурного развития радиовещания. На этом ключевом этапе своего развития, советское радио, как никогда раньше, берет на себя роль агитатора: начинается «холодная война», опускается «железный занавес». Радио вынуждено сдерживать порывы советских людей, прививать им коммунистическую идеологию.

Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. Во-первых, разруха на бывших оккупированных территориях. Немцы успешно применяли тактику "выжженной земли", оставляя после себя развалины и пепелища.

Во-вторых, обострение противостояния СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции, названное "холодной войной", и как следствие - гонка вооружений, требующая гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов.

В-третьих, разочарование населения, ожидавшего достаточно быстрого улучшения условий жизни после победы (только через два с половиной года после победы были отменены карточки на питание; объявляемое ежегодно снижение цен на ряд продовольственных и промышленных товаров на практике представляло собой, скорее, пропагандистскую акцию, чем экономическое достижение: сталинский министр финансов А.Г. Зверев позднее откровенно писал, что снижение цен компенсировалось в бюджете снижением расценок в оплате за труд).

В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы - последние.

А поэтому еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые "прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков "Последних известий") идут в звукозаписи.

К концу 1946 года, по признанию тогдашнего председателя Радиокомитета Д.А. Поликарпова, 95% всего времени вещания было занято передачами, заранее фиксированными на пленке. Соответственно усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. Именно в это время в кругу радиожурналистов приобрела популярность слегка перефразированная пословица: "Слово не воробей, поймают - вылетишь!"

1949 г. - год преобразования структуры радиовещания.

Единый для всей страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения - Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. На первый возлагалась задача внутреннего радиовещания, на второй - вещания на зарубежные страны. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы (резко увеличились его объемы, расширилось количество языков и зон вещания).

«Железный занавес» закрывается.

В то же время начинается второй виток сталинских репрессий: кампаний против биологов-гинетиков, врачей, литераторов. Начинается третья волна эмиграции.

Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но в и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).

Среди задач, которые стояли перед радио, была и такая: объяснить советскому народу, что все открытое или изобретенное человечеством, представляющее хоть небольшую ценность, прежде появилось в России и только потом за ее пределами. Это была часть кампании против так называемых "космополитов" - интеллигентов, которые считали себя гражданами мира и общечеловеческие ценности ставили выше сугубо национальных. В них видели людей, враждебных России, оторвавшихся от своего народа, антипатриотов.

Так Сталин опускал "железный занавес" между СССР и всем остальным миром, стремясь сохранить и упрочить свою власть. А для этого надо было всеми возможными средствами и способами искоренять инакомыслие и инакомыслящих.

31 декабря 1945 года в СССР впервые вышла в эфир детская образовательная радиопередача «Клуб знаменитых капитанов», на которой выросло не одно поколение детей. К сожалению, сегодня о значении детского радиовещания многие успели забыть: телевидение и интернет в жизни школьников занимают главное место и далеко не всегда справляются с воспитательными задачами.

АиФ.ru предлагает вспомнить сокровища советского радиоэфира, которые будут интересны даже современным детям.

«Радионяня»

Радионяня, радионяня — есть такая передача.
Радионяня, радионяня — у неё одна задача.
Чтоб все девчонки и все мальчишки подружились с ней.
Чтоб всем ребятам, всем трулялятам было веселей!

Эту песню прекрасно помнят все советские дети. С этих задорных строф по воскресеньям начиналась детская развлекательная и в то же время познавательная передача «Радионяня».

Руководители и ведущие радиопередачи «Радионяня» готовят очередной выпуск в студии, 1986 г. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

В лёгкой, песенной игровой форме её ведущие подавали детям совершенно серьёзные вещи: помогали запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения. Юных слушателей в эфире даже учили мыть полы, готовить, сочинять стихи, а также рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям.

Больше десяти лет «Радионяня» была интересна и детям, и взрослым, поэтому её называли передачей для детей от 8 до 80 лет. Замечательные тексты Эдуарда Успенского и Аркадия Хайта дополнялись обаянием ведущих Александра Левенбука («Алик»), Александра Лившица («Саша») и, конечно же, «радиоволшебника» Николая Литвинова .

«Клуб знаменитых капитанов»

Многие ребята бросали все свои дела, как только по радио начинала звучать вступительная песенка радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов»:

В шорохе мышином, в скрипе половиц
Медленно и чинно сходим со страниц,
Шелестят кафтаны, чей там смех звенит,
Все мы капитаны. Каждый знаменит.

Это был многосерийный радиоспектакль для детей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начало 1980-х годов. Его персонажами выступали герои популярных приключенческих книг: Капитан Немо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Робинзон Крузо, — все эти персонажи обитали в районной библиотеке и спускались со страниц великих книг, как только наступала ночь. Они отправлялись на поиски терпящих бедствие кораблей, а по пути рассказывали детям о географических открытиях, явлениях природы и достижениях науки, о справедливости и дружбе.

«В стране литературных героев»

«В стране литературных героев» — ещё одна популярная советская радиопередача для школьников, которая выходила в эфире Всесоюзного радио с 1970 по1989 год. Каждый её выпуск был маленьким спектаклем, в котором школьник Гена и профессор Архип Архипович беседовали с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.

Роли ведущих исполняли актёры Татьяна Курьянова и Борис Иванов , а вступительная песня звучала в исполнении народного артиста РСФСР Валентина Никулина . «В страну литературных героев» приходило много писем от радиослушателей, поэтому для их разбора выходило отдельное приложение к передаче под названием «Почтовый дилижанс в стране литературных героев», где основными действующими лицами и рассказчиками выступали персонажи Артура Конан Дойля — Шерлок Холмс с доктором Уотсоном и Чарльза Диккенса — Сэм Уэллер.

«Театр у микрофона»

В советские годы перед радио стояла задача: популяризировать лучшие литературные произведения русской и советской классики, — и они с ней прекрасно справлялись. Взрослые и дети с огромным удовольствием слушали радиоспектакли. А одной из самых популярных программ у слушателей был «Театр у микрофона», выходивший в эфир вплоть до мая 2000 года

В «Театре у микрофона» можно было услышать неповторимые голоса Алексея Грибова , Юрия Яковлева , Евгения Самойлова , Бориса Смирнова , Николая Плотникова и других замечательных актёров. В эфире звучали не только пьесы, но даже оперы и оперетты, тексты которых благодаря «Театру у микрофона» многие знали наизусть.

«КОАПП»

Одна из самых необычных образовательных советских радиопередач называлась «КОАПП» или «Комитет по охране авторских прав природы». Серия радиопьес в занимательной форме рассказывала детям о животных, растениях с точки зрения современной биологии, кибернетики, бионики. Интересно, что её ведущими тоже выступали животные: председатель Кашалот, Стрекоза, Гепард, Удильщик, Сова, Мартышка и Птица-Секретарь, которая открывала и закрывала заседания КОАППа своим пронзительным криком.

Голосами животных говорили популярные артисты: Михаил Погоржельский , Сергей Цейц , Зинаида Нарышкина , Юлия Юльская , Вячеслав Невинный , Людмила Шапошникова . А за кулисами «Комитетом по охране авторских прав природы» руководил автор передачи, писатель, эрудит, популяризатор науки Майлен Константиновский . По мотивам его рассказов в 1984 году цикл радиопередач получил продолжение и превратился в серию мультфильмов, где детям рассказывали об удивительных явлениях в природе и животном мире.

На сей раз ностальгировать будем по радиопередачам, на которых мы росли и вырастали, просвещались и становились всесторонне развитыми, с которыми отдыхали после работы и в перерывах от нее.
С добрым утром!
Передача развлекательного характера, впервые вышедшая в эфир Всесоюзного радио 22 мая 1960 года. Транслировалась по воскресеньям в 9:15 утра. У передачи были и последователи: «Опять 25», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Однажды» и «В субботу вечером».


Пионерская зорька
Ежедневная утренняя детская радиогазета, освещавшая вопросы пионерского движения, страны. Первый эфир - 19 апреля 1925 года. Передача предназначалась для школьников средних классов. Для подготовки выпусков приглашались известные деятели искусства.


РадиоНяня
Цикл радиопередач для младших школьников, выходивший в эфир Всесоюзного радио в первое воскресенье месяца. Первый выпуск - 1 января 1970 года. Благодаря шутливым выпускам «Весёлые уроки радионяни», дети с лёгкостью запоминали правила русского языка, законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения и другие полезные вещи. Авторами передач являлись Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин, а так же другие писатели-юмористы и поэты.

Клуб знаменитых капитанов
Цикл детских радиоспектаклей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Героями передачи были капитаны, персонажи известных книг, такие как: Капитан Немо, Лэмюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Капитан Григорьев и многие другие.


КОАПП
КОАПП - это «Комитет по охране авторских прав природы». Цикл передач Всесоюзного радио, выходивший в 1964-1973 гг. и знакомивший детей с проблемами бионики.


В стране литературных героев
Популярная советская радиопередача для школьников средних и старших классов. Главные герои - школьник Гена и профессор Архип Архипович, открывающий путь в страну литературных произведений. В каждом выпуске герои беседуют с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.


В рабочий полдень
Радиопередача для трудящихся, которые имели возможность послушать ее в обеденный перерыв. Передача включала концерт по заявкам, в котором зачитывались письма и поздравления. Нередко приглашались известные люди, композиторы, певцы, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма.


Театр у микрофона
Записи театральных постановок, звучавшие по Всесоюзному радио.


Встреча с песней
Первый выпуск передачи - 31 января 1967 года. В передаче обычно зачитывалось письмо от слушателя, а затем ставилась песня. Вел передачу Виктор Татарский.

На всех широтах
Передача для меломанов, появившаяся в конце 1973 года на радиостанции «Маяк». Выходила передача по воскресеньям в 14 часов 05 минут. Ведущий - Виктор Татарский. В передаче звучали мелодии исполнителей разных стран, а так же советских композиторов.