Библиотечные информационные системы. Библиотечные информационные системы Аибс марк sql версия 1 5

Совместный проект с НПО «Информсистема»

Людмила Левова,
Сергей Ефремов, Ирина Кузина

Школа «МАРК»

Практикум для начинающих пользователей АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек»

Архитектура клиент-сервер – архитектура распределенной вычислительной системы, в которой приложение делится на клиентский и серверный процессы. При использовании этой архитектуры, как и при централизованной обработке информации также необходимо наличие центрального компьютера – сервера . Клиентские компьютеры запрашивают у сервера необходимые данные, выполняют их обработку и отсылают обратно. В архитектуре «клиент-сервер» прикладная часть информационной системы выполняется на рабочих станциях, а на стороне сервера осуществляется доступ к базе данных, прикладная обработка данных, поступающих от пользователя и/или из базы данных. Большинство современных сетевых продуктов созданы с использованием архитектуры «клиент-сервер».

Сервер – компьютер сети, на котором размещены различные данные, программные модули, информационные ресурсы и специальные программы, обеспечивающие доступ к данным из локальной и глобальной сети. Сервер работает по заданиям клиентов и управляет выполнением их заданий. После выполнения каждого задания сервер посылает полученные результаты клиенту.

Сеть – несколько компьютеров, соединенных вместе, что позволяет совместно использовать ресурсы и обмениваться информацией.

Интернет – глобальная компьютерная сеть. Доступ к сети Интернет дает возможность получать сведения из огромного количества источников, связываться с любым человеком, независимо от того, где он проживает.

Формат –способ расположения и представления данных на носителе информации. Запись в MARC формате. Термин MARC представляет собой акроним названия системы Machine-Readable Cataloging record. Запись MARC – это машиночитаемая каталогизационная запись. Термин «машиночитаемая» означает, что особый тип машины, компьютер, может читать и интерпретировать данные каталогизационной записи. Понятие «каталогизационная запись» означает библиографическую запись или информацию, традиционно представленную на каталожной карточке. Фактически MARC – это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.

База данных (БД) – совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования ими, независимая от прикладных программ. Строго говоря, базой данных является специальным образом организованные один или группа файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД).

Согласно ГОСТу 7.73–96 Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения» База данных – это набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. СУБД обеспечивает:

· описание и сжатие данных;

· манипулирование данными: запись, поиск, выдача, изменение содержания;

· физическое размещение (изменение размеров записей, сортировку);

· защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление;

· работу с файлами;

· безопасность данных.

Операционная система – это система, которая организует диалог пользователя с компьютером, управляет распределением и использованием ресурсов машины. Аппаратура персонального компьютера работает только совместно с операционной системой. Сегодня наиболее известная операционная система – Windows.

Интерфейс пользователя – набор средств диалога, взаимодействия программы (машины) с человеком. С помощью интерфейса человек управляет работой машины: выдает задания, отвечает на ее запросы, получает информацию о ходе работы программы. Организуется такое взаимодействие посредством основных элементов интерфейса пользователя: меню, диалогового окна, панели инструментов.

Меню – это список некоторых объектов (элементов), из которого необходимо сделать выбор. Отдельный элемент меню называется пунктом или командой . Каждая команда имеет краткое название на русском (или английском) языке, например: «файл», «сервис». Выбирая определенную команду, мы задаем для выполнения конкретную операцию.

Горизонтальное меню (строка меню, главное меню) – это вторая верхняя строка на экране с командами «файл», «правка», «вид» и т.д.

Ниспадающее меню набор команд, который появляется при нажатии на команды горизонтального меню. Например: при работе с файлами, нажимаем команду горизонтального меню «файл», появляется ниспадающее меню с перечнем возможных операций «создать», «открыть», «сохранить». Выбираем неободимую нам позицию.

«Горячие» клавиши. В ниспадающем меню напротив некоторых команд указаны английские буквы и цифры, например «сохранить Shift + F12». Это значит, что данную команду можно выбрать, нажимая указанную комбинацию клавиш. Так, команда «сохранить» может быть выполнена при одновременном нажатии клавиш Shift и F12.

Панель инструментов – набор символов (буквы, значки, рисунки) расположенные в верхних и нижних горизонталях экрана. Они имеют прямоугольную форму похожую на кнопку. Активируя их (нажимая на символ стрелкой курсора), мы задаем для выполнения различные задания: изменения шрифта, сохранение или создание нового документа, расположение текста на экране и т.д.

Диалоговое окно. На экране возникает окно, в котором находится поле для ввода информации. Диалоговое окно – это запрос на ввод определенных данных: имени файла, фрагмента строки, чисел и т.д. Часто поле ввода уже заполнено – вам сразу предлагается вариант возможного ответа. Существуют окна с несложными вопросами и кнопками для ответа «да», «нет».

Компакт-диск CD (Compact Disk) – небольшой оптический диск, информация с которого считывается лазером. Внешне CD представляет собой пластиковый диск диаметром 120 мм. Широко известны CD audio – компакт диски со звукозаписями. В зависимости от характера записи информации различают несколько типов дисков:

CD-ROM (Compact Disk-Read Only Memory – компакт-диск только для чтения) – диск, на котором записаны мультимедиа-данные и программы.

CD-R (Compact Disk Recordable – компакт-диск записываемый) – одноразовая запись данных на этот компакт-диск может сделать сам пользователь. Для этого он должен иметь и включить устройство, именуемое CD-рекордером . Запись осуществляется лучом лазера этого устройства.

CD-RW (Compact Disk – Rewritable – компакт-диск перезаписываемый) – информацию на этом диске можно перезаписывать, как на магнитном носителе.

Файл – совокупность данных, информации, записанная на магнитный диск. Файл является объектом, имеющим свое имя и являющимся основным элементом хранения данных в системе. В файлах хранится любая информация, которая может быть обработана компьютером. Пользователь может создать, редактировать, пересылать из одного устройства в другое и уничтожить файл.

Занятие 2
Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК-SQL». Основные сведения о системе

Инсталляция пакета. Запуск системы. Модули. «Администратор», «Каталогизация», «Комплектование», «Поиск», «Абонемент»

Принципиальные особенности АИБС «МАРК-SQL»:

1. АИБС «МАРК-SQL» функционирует в архитектуре клиент-сервер .

2. АИБС «МАРК-SQL» разрабатывалась на основе принципа открытых систем . К свойствам, которыми обладают открытые системы, можно отнести:

· работу системы в мультизадачном режиме (многопользовательский режим работы с СУБД – системой управления базами данных);

· расширяемость: возможность добавления новых компонентов (функций) или изменение некоторых уже имеющихся компонентов при неизменных остальных функциональных частях информационной системы (ИС) и без повторной инсталляции (установки) всей информационной системы;

· масштабируемость: возможность адаптации информационной системы под любой размер фондов и количество пользователей;

· мобильность/переносимость: возможность переноса программ и данных из одной операционной среды в другую, возможность работы с различными СУБД;

· способность к взаимодействию с другими информационными системами – интероперабильность;

· дружественность к пользователю (графический многооконный интерфейс);

· модульность структуры;

· поддержка сетевых протоколов.

Минимальные требования

Процессор Pentium 450MHz и выше

Оперативная память 64 Мb и выше

Объем жесткого диска 6,5 Гb

Сетевой адаптер + (для работы в локальной сети)

Устройство для чтения CD-ROM +

Видеоадаптер SVGA

Манипулятор «мышь» +

Операционная система Windows 98/2000/XP

Установленный сетевой протокол TCP/IP

Для работы с БД через Интернет Web Server IIS

Основные автоматизированные рабочие места (АРМы) АИБС «МАРК-SQL»

АРМ «Каталогизация» – модуль, с помощью которого осуществляется создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка поступивших изданий, ведение инвентарного и безынвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм и др.

АРМ «Абонемент» – модуль, где осуществляется запись и регистрация читателей, выполняется книговыдача литературы, определяются задолженности по литературе, обеспечивается формирование и печать статистических отчетов.

АРМ «Комплектование» – модуль, в котором реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, формированию отчетных бухгалтерских документов. АРМ «Комплектование» включает в себя подсистему «Книгообеспеченность», позволяющую проводить анализ состояния книгообеспеченности учебного процесса.

АРМ «Поиск» – модуль, с помощью которого пользователь производит поиск, просмотр и заказ нужной литературы.

АРМ «Администратор» – модуль, который осуществляет администрирование системы и баз данных, выполняет функции по адаптации системы к требованиям пользователей.

Технология работы в АИБС «МАРК-SQL»

АИБС «МАРК-SQL» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов. Поступившие в библиотеку издания отмечаются в АРМе «Комплектование». В АРМе «Каталогизация» вносится информация о них в Книгу суммарного учета (КСУ). Затем осуществляется постановка на учет, формирование инвентарной книги (при инвентарном учете), формирование учетной карточки (при безынвентарном учете). Создается полное библиографическое описание. Распечатываются стандартные выходные формы (каталожные карточки и др.).

Для комплектования литературы необходимо внести в базу данных библиографические описания с минимальным количеством полей. Это могут быть поля Заглавие, Авторы, Издательство, Дата издания, Место издания, Серия, Цена. Далее сформировать необходимые документы (например, Сводная ведомость), требуемые для заказа литературы в издательствах.

Установка на компьютер

Практические задания.

1. Установка АИБС «МАРК-SQL»

· Вставьте компакт-диск (CD) в дисковод.

· Программа автозапуска запустит программу установки Setup.exe АИБС «МАРК-SQL».

· Следуйте инструкциям, появляющимся на экране.

По умолчанию в результате установки система будет помещена в каталог: «C:\Program Files\Inform-Systema\MarcSQL \»

После инсталляции (установки) в каталоге...\Inform-Systema\MarcSQL образуются подкаталоги:

· BIN – системные и настроечные файлы;

· DB – базы данных, с которыми поставляется система;

· HELP – файлы с документацией по системе;

· HTML – шаблоны для создания экранных форм и выходных файлов;

· SQL – SQL-коды.

2. Запуск АИБС «МАРК-SQL»

Для запуска приложения АИБС «МАРК-SQL» выбрать меню (нижняя горизонтальная строка внизу слева) Пуск, затемпоследовательно нажать ® Программы ® Школьная библиотека ® АИБС Школьная библиотека.

В АИБС «MАРК-SQL» созданы три категории пользователя: Библиотекарь, Учитель, Читатель .

Для входа в систему пользователю с правами «Библиотекарь» необходимо ввести Имя «библ » , Пароль – «123 ». Для входа в систему пользователю с правами «Учитель» необходимо ввести Имя – «учитель », Пароль – «1 ». Для входа в систему пользователю с правами «Читатель» необходимо ввести Имя «читатель», Пароль вводить не надо. Если Вы не знаете Имя и Пароль для входа в систему, то нажмите кнопку Справка. В дальнейшем предоставляется возможность изменить Имя и Пароль пользователей.

Рис. 1. Вход в систему

Пользователю с категорией «Библиотекарь» доступны все АРМы. Пользователю с категорией «Учитель» доступны АРМы «Комплектование», «Каталогизация», «Поиск», «Абонемент» с ограничением некоторых функций внутри АРМов. Пользователю с именем «Читатель» доступен только АРМ «Поиск».

После входа в систему с категорией «Библиотекарь» появляется следующий экран:

Рис. 2. Основной экран

На самой верхней строке выдается информация об АРМе, в котором Вы в данный момент находитесь – Каталогизация. Вторая строка – основное меню программы. Третья и четвертая строка – кнопки для выполнения различных операций. Все команды в системе можно выполнять или с помощью команд меню, или нажатием кнопок, или с помощью «горячих» клавиш.

Занятие 3

АРМ «КАТАЛОГИЗАЦИЯ»

Знакомство с основными технологическими процессами, выполняемыми в АРМ «Каталогизация».

Функциональные возможности АРМ «Каталогизация»:

· Создание библиографических записей.

· Копирование документов.

· Сохранение документов.

· Режим редактирования документов.

· Удаление документов.

· Режим постановки на учет.

· Формирование и печать стандартных выходных форм учетных документов.

· Списание документов. Распечатка Акта списания.

· Формирование книги суммарного учета (КСУ).

· Формирование запросов на поиск.

· Поиск по словарям. Простой, расширенный, фиксированный поиск.

· Фильтры. Сортировка.

· Основные функции, выполняемые при групповой корректировке.

· Формирование и печать отчетных документов.

· Отчеты.

· Виды отчетных документов. Шаблоны. Формирование отчетных документов. Задание параметров. Просмотр созданных документов. Редактирование документов. Печать. Загрузка отчетных документов в WORD, Excel и др.

· Макрообъекты. Виды макрообъектов. Подключение макрообъектов в систему. Подключение к библиографическому описанию. Просмотр макрообъектов.

· Словари. Понятия о внешних и внутренних словарях. Создание внутренних словарей. Типы словарей. Определение разделителей в словарях. Алгоритмы для построения словарей.

· Импорт и экспорт записей. Импорт/экспорт в MARC-форматы. Выбор формата. Виды кодировок.

· Копирование записей в другую базу данных.

Теперь подробнее остановимся на каждом из этих пунктов.

АРМ «Каталогизация»

Практические задания

Запуск АРМ «Каталогизация».

Для активизации (запуска) АРМ «Каталогизация », необходимо выбрать в меню АРМ команду Каталогизация или щелкнуть на значке на панели инструментов. Теперь в этом АРМе мы будем учиться выполнять необходимые для библиотечной работы операции.

Создание документов

Рис. 3. Режим Словари

Для создания нового документа, в меню Документ необходимо выбрать команду Создать , или щелкнуть на значке на панели инструментов. На экране выведется диалоговое окно, содержащее список полей, которые следует заполнить. При двойном щелчке мыши на выбранном поле откроется диалоговое окно для редактирования. В него вводится вручную (набирается на клавиатуре) необходимая информация или выбирается уже готовая информация из словарей данной системы. Для использования словарей в Режиме Создания документов необходимо щелкнуть кнопку Словари. После появления диалогового окна редактирования, нужно выбрать необходимый словарь. Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши выбранный словать и щелкнуть кнопку ОК .

Сохранение документов

Для сохранения документа в базе данных необходимо в меню выполнить команду Документ/Сохранить , или щелкнуть значок на панели инструментов. Для выхода из режима без сохранения документа щелкнуть левой кнопкой мыши значок на панели инструментов.

Редактирование документов

Для редактирования документов, находящихся в БД (базе данных), необходимо отобрать редактируемые документы. Для этого можно использовать команды Найти , Найти все или Поиск по словарям в меню Документ , или щелкать по соответствующим кнопкам на панели инструментов. Далее выполнить те же команды, что и при создании документа . Для занесения информации в поля, которые не отражены в диалоговом окне необходимо в меню Правка, щелкнуть команду Дополнить из шаблона .

Создание подобных библиографических документов

Для создания подобных библиографических документов необходимо выполнить следующие действия:

1. Найти документ, который по описанию похож на создаваемый.

2. Выполнить последовательно команды Копировать, Создать, Вставить . Внести изменения во вновь созданный документ.

Авторский знак определяется по таблице Хавкиной. Для определения авторского знака необходимо ввести несколько начальных букв имени автора или заглавия текущего документа. Определение авторского знака подключается автоматически при редактировании соответствующего поля документа

Стандартные выходные формы

Рис. 4. Каталожная карточка

К Стандартным выходным формам относится каталожная карточка, формуляр, читательское требование. Формирование (создание) и печать стандартных выходных форм можно произвести, выбрав в меню Вид команду Экранные формы, далее щелкнуть Стандартные выходные формы или нажать сочетание «горячих» клавиш на клавиатуре ALT-6 .

Настройка принтеров см. раздел «Примеры настройки принтеров для печати карточек» в Документации по установке.

Работа с документом

Для работы с документами, помещенными в базе данных, необходимо выбрать текущее подмножество документов, выполняя команды Найти, Найти все или Поиск по словарям в меню Документ , или щелкнуть соответствующие кнопки на панели инструментов.

Просмотр документов в прямом направлении (по возрастающей порядковых номеров в базе данных) или в обратном направлении осуществляется кнопками панели инструментов со стрелками (вверх-вниз). Выборка документа по номеру в текущем подмножестве осуществляется кнопкой панели инструментов Выдать по номеру («#»). В правой нижней части экрана показаны номер в текущем подмножестве – уникальный номер (идентификатор документа) и общее количество документов в текущем подмножестве. Например: 4 – 202 Всего 13.

Отметка документов

Рис. 5. Режим отметки записей

При выполнении некоторых операций, например, Удаление документа , в отобранном подмножестве требуется дополнительно отметить записи.

Для этого в отобранном подмножестве с помощью кнопки на панели инструментов или «горячих» клавиш можно выполнить команды, описанные ниже в меню.

Удаление документов

Для удаления документов необходимо выделить документы (см. выше Отметка документа ). Далее выполнить команду Удалить из базы данных . В появившемся диалоговом окне подтвердить команду удаления. После щелчка кнопки Да документ будет удален.

ВНИМАНИЕ! документы, удаленные из базы данных, восстановлению не подлежат!

Исключение документов из подмножества

Для исключения документов необходимо сначала отметить документы (см. выше Отметка документа ). Далее выполнить команду Исключить из подмножества .

Поступающие в библиотеку издания ставятся на инвентарный и безынвентарный учет.

Для постановки на учет необходимо сначала найти библиографическое описание изданий, если его нет, то создать – ввести. Далее, нажатием сочетания «горячих клавиши» ALT-5 , или в меню Вид, щелкнуть последовательно команды Экранные формы, далее – Инвентарный учет и Форма ввода. Так попадаем в форму для ввода информации об экземплярах.

Рис. 6. Форма ввода информации при постановке на учет

Рис. 7. Формирование учетных документов

Выбирая команду (щелкнув «мышью») Постановка на учет, мы можем ввести информацию, характеризующую экземпляры изданий: тип учета (инвентарный / безынвентарный), инвентарный номер (если есть), штрихкод (если используется штрихкодовая технология), цена, дата поступления и др. Если вводятся новые данные, то требуется щелкнуть кнопку Добавить . Если запись редактируется – кнопку Заменить . Инвентарная книга, учетная карточка и другие документы по учету поступающей литературы могут быть сформированы при нажатии на команду Отчеты.

Списание литературы

Списание литературы происходит при нажатии команды Постановка на учет (или сочетание «горячих клавиш» ALT-5 , или в меню Вид ). Нужно щелкнуть последовательно команду Экранные формы, далее – команду Инвентарный учет .

Выделить строку с экземплярами, которые требуется списать. Щелкнуть кнопку Форма ввода , далее – Списать , указать причину списания и номер акта. На основании этих данных в поле Отчеты формируется Акт списания .

Формирование книги суммарного учета

Ведение Книги суммарного учета (КСУ) состоит из ввода информации в базу данных и получения выходных отчетных форм. КСУ представлена в двух вариантах: КСУ учебников и КСУ книг. Каждый вариант КСУ состоит их трех частей: Часть 1 – поступление экземпляров, Часть 2 – выбытие экземпляров и Часть 3 – итоговая, движение фонда.

Все таблицы, относящиеся к КСУ, заполняются в АРМ «Каталогизация», в меню Вид . Необходимо поэтапно щелкнуть команды Экранные формы, далее – DBList ALT-3). Из предложенного списка выбрать требуемую КСУ.

Для ввода исходной информации в КСУ (поступление и выбытие, часть 1 и часть 2) необходимо в меню Вид щелкнуть команду Экранные формы, далее – команду DBList (или сочетание «горячих» клавиш ALT-3 ) . Результаты ввода информации в КСУ (часть 1 и часть 2) записываются в таблицу КСУ (часть 3). В КСУ Итоговая, движение фонда (часть 3) должна быть занесена информация о первоначальном состоянии фондов УЧЕБНИКОВ (или КНИГ, если это КСУ книг).

Для формирования (создания) отчетов по КСУ в меню Вид щелкните команду Отчеты , далее – команду Книга суммарного учета (учебники/книги). Для выполнения подсчетов в КСУ Часть 3 указываются номера строк, которые являются соответственно первоначальным значением (состоянием фондов), результатом выполнения отчета КСУ Часть 1 (поступление) и результатом выполнения отчета КСУ Часть 2 (выбытие). Информация из строки, номер которой указан как начало, складывается с результатом, полученным после выполнения КСУ Часть 1, и вычитается результат выполнения КСУ Часть 2 – начало + поступления – выбытие.

Рис. 8. КСУ учебников. Часть 1

Рис. 9. КСУ книг. Часть 3

Учет книг и учебников, утерянных читателем

Для ведения тетради учета книг и учебников, принятых от читателей взамен утерянных, в АРМ «Каталогизация» в меню Вид выбирается команда Экранные формы, далее – команда DBList и Тетрадь замены книг.

Рис. 10. Тетрадь замены книг

Порядок заполнения этой формы следующий. Сначала библиотекарь списывает потерянный экземпляр по причине ЗАМЕНА (см. поле Списание документов ). Затем выполняется отчет в поле Отчеты. После выполнения отчета информация о списанных экземплярах по причине ЗАМЕНА переносится в Тетрадь замены книг и учебников. Информация, которая помещается в Тетрадь замены , содержит:

· инвентарный номер или номер учетной карточки потерянного экземпляра;

· место издания;

· год издания;

· издательство;

· стоимость экземпляра;

· отдел, к которому был приписан экземпляр;

· номер акта, по которому был списан экземпляр.

Когда читатель приносит книгу на замену, библиотекарь находит в Тетради замены информацию об утерянной книге и корректирует строку с этой информацией, добавляя в нее сведения о читателе, потерявшего экземпляр, информацию о книге-замене (заглавие, авторы, издательство, год издания, цену, отдел), куда книга пойдет. Также требуется (можно после занесения информации о книге в базу данных) указать инвентарный номер или номер учетной карточки нового поступления.

Когда необходимо, выдается Акт о замене книг в библиотечном фонде за указанный период (см. Отчеты , Печать тетради замены ).

_______________

Продолжение. Предыдущая публикация в № 06–2005.

  • Токмаков Г.П. Базы данных. Концепция баз данных, реляционная модель данных, языки SQL и XML (Документ)
  • Астахова И.Ф., Толстобров А.П., Мельников В.М. SQL в примерах и задачах (Документ)
  • Шпоры по базам данных (Шпаргалка)
  • Презентация. Экспрессионизм (Реферат)
  • Горбунов-Посадов М.М.(и др.). О выборе автоматизированной информационной библиотечной системы для библиотеки ИПМ (Документ)
  • n1.doc

    Учебник по АИБС МАРК- SQL

    Сорников Яков Александрович
    Методист Московского учебного центра АНО «ФИО»

    [email protected]

    Москва 2007

    Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL разработана компанией «Информ-системы» (сайт www.informsystema.ru)

    Данное учебное пособие разработано специально для тьюторов проекта информатизация системы образования (НФПК) в рамках программы “Основы профессиональной компетентности тьютора по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей”
    Оглавление

    Введение 2

    Установка системы АИБС МаркSQL. 4

    Создание учебной базы «Тест». 5

    Создание записи в базе данных «Тест». 9

    Ввод читателей в базу 13

    Регистрация читателей. 15

    Выдача книг 15

    Каталогизация 19

    Абонемент. 21

    Заказ книг. 21

    Поиск. Работа со словарями. 29

    Расширенный поиск. 30

    Копирование базы. 33

    Инвентаризация и списание литературы. 36

    Отчеты. 36

    Книга суммарного учета (КСУ). 36

    Использование приложений MS Office для оформления отчетов. 42

    Комплектование заказа на новую литературу 43

    Создание списка издательств. 45

    Книгообеспеченность. 50

    Создание структуры школы 50

    Шаблоны. 53

    SQL- запросы. 58

    HTML – формы. Скрипты и макросы. 59

    Введение

    На сайте Информ-системы есть подробное описание основных функций пакета, из которого можно представить себе, как работает система . Цель данного пособия – показать, как работать с системой .

    Версия АИБС «МАРК-SQL» «Школьная библиотека» имеет, в отличие от полномасштабного варианта, предназначенного для работы в больших библиотечных сообществах, ограниченный набор необходимых функций. Даже крупные московские библиотеки существенно урезают набор используемых функций системы, в то же время дополняя некоторые с помощью написания дополнительных скриптов. Такое возможно, если в коллективе есть квалифицированный программист, что в условиях школы маловероятно. Поэтому кажется разумным структурировать учебный материал по степени сложности и востребованности для обычного школьного библиотекаря. На первом этапе ввести самые простые, естественные функции. Если слушатель освоит их, он уже сможет работать с системой и получать от этого пользу. После усвоения этого материала надо преподать основной массив функций системы, за исключением самых сложных и малоиспользуемых опций. Их можно рассматривать как дополнительные – для продвинутых слушателей и как резервные темы при наличии свободного времени.

    Работа с современными пакетами программ может порой представлять трудности для начинающего пользователя, связанные с изобилием функций и возможностей, отсутствием учебников и более опытных коллег. Поэтому мы построили нашу книжку по принципу «от простого к более сложному». В первой части показано, что можно довольно быстро начать работу с АИБС «МАРК-SQL». Даже если вы ограничитесь этими знаниями, система может облегчить и упорядочить ваш труд. А вы тем временем постепенно освоите другие, весьма полезные функции системы, что опять же улучшит условия вашей работы и поднимет вашу квалификацию на новый уровень.

    Но если всех этих достижений вам покажется мало, беритесь за третью часть, в которой система АИБС «МАРК-SQL» предстает во всю мощь, обращаясь к методам программирования в различных языках и операционных средах. Вполне возможно, что вы доверите эту работу другому, например, толковому школьнику, заинтересованному в оттачивании своего программистского мастерства – такое сотрудничество будет полезно и ему, и вам – как постановщику задач.

    Часть 1. Быстрое начало работы.

    Уровень: Элементарный.

    Установка системы АИБС МаркSQL.

    Вы получили диск с дистрибутивом системы «МАРК-SQL» «Школьная библиотека». У вас есть компьютер класса не ниже Pentium 450 с оперативной памятью не менее 64 мегабайт и свободным местом на жестком диске от 30 мегабайт (чем больше, тем лучше - для баз надо много места, так что и несколько гигабайт могут оказаться не лишними), CD-ROM, мышь, принтер и установлена операционная система Windows 95, 98, NT, 2000, XP. Желательно также, чтобы был установлен пакет Microsoft Office с компонентой MS Access. Сетевые возможности необязательны, если вы работаете автономно. А вот доступ в Интернет весьма полезен.

    Первым шагом (после изучения инструкций) будет установка АИБС на ваш ПК.

    Если на вашем компьютере уже стоит более старая версия АИБС «МАРК-SQL», её следует удалить, пользуясь стандартной для MS Windows процедурой: Пуск(Start) – Настройка – Панель управления(Control Panel)- Установка и удаление программ (Add or remove program) – выбрать в списке АИБС «МАРК-SQL» – и Удалить.

    На установочном диске есть исполнимый файл SETUP.EXE – его надо запустить, отвечая на все вопросы. Если ничего не менять, то установка будет произведена в папку …Program Files\Inform-Systema и созданы иконки на Рабочем столе и в стартовом меню.

    Система установлена. Она включает в себя исполняемый модуль программы, несколько учебных баз, документацию, файлы помощи. Подробное описание всех файлов системы есть в документации и, если будет желание и время, можно это прочитать, но на первом этапе достаточно знать, что система использует средства MS Windows и MS Office, поэтому они тоже должны быть на вашем ПК.

    База включает в себя несколько таблиц, каждая из которых содержит списки – книг, других изданий, читателей, и эти таблицы определенным образом связаны между собой, причем организация таблиц такова, что поиск и выполнение самых сложных запросов происходит очень быстро. Часть таблиц будет создана вами, часть приходит с дистрибутивом, и некоторые система создает в процессе работы.

    Главные для нас таблицы – это список литературы и других материалов и список читателей. Для удобства учета и контроля эти списки структурированы и для разных видов материалов создаются свои таблицы. Аналогично читатели разбиваются по степени доступа к фонду и по учебным классам.

    Создание учебной базы «Тест».

    Находясь в АРМ Каталогизация (по умолчанию при запуске системы мы туда попадаем) или АРМ Администратор, в пункте меню База данных выберем подпункт Создать источник БД:


    Увидим следующее диалоговое окно. Выберем пункт Пользовательский и Next


    В следующем окне выберем пункт Microsoft Access driver (*.mdb) – именно поэтому нужно, чтобы на компьютере стояло приложение MS Access


    В следующем окне

    Нажимаем Create и получаем окно, в котором вводим имя нашей базы.

    После двух подтверждений система сообщает, что источник Marc изменен

    Ответим согласием.
    Теперь надо перейти в АРМ Администратор (если были в другом АРМЕ) и в следующем окне

    зададим имя базы (можно по-русски), пропишем имя файла – то, что мы придумали два шага назад, с расширением mdb и смело добавляем её.

    Затем в окне выбираем имя нашей базы

    И получаем запрос на разметку, на который ответим согласием.


    Наша база готова к принятию записей.

    Создание записи в базе данных «Тест».

    Поставим на полку нашей виртуальной библиотеки первую книгу – внесем в базу соответствующую запись. Исходные данные (найдены в Интернете):
    Тургенев И.С.

    Муму; Записки охотника

    Издательство: АСТ

    Серия: Библиотека школьника

    Жанр: Русская проза

    Формат: 84х108/32

    Обложка: Мягкий переплет

    В базе: ISBN: 5-17-024702-8 Код: 141431 Название: Биб.шк(м).Тургенев Муму

    Диапазон цен: (33.00 - 35.00) руб
    В меню выберем АРМ – Каталогизация –)


    Документ – Создать (Можно нажать на иконку в пиктографическом меню)

    Мы получим окно ввода для полей документа – каталожной записи на книгу.


    Сделав «двойной клик» по слову «Заглавие», получим форму ввода для заглавия

    Введем в нее «Муму. Записки охотника.» - заглавие согласно ГОСТу. Затем нажмем ОК внизу слева и получим первое заполненное поле.

    Аналогичным образом заполним остальные поля – «Автор», «Издательство», «Цена» «ISBN» и «Серия»

    Заполняя первую строку, мы увидим, как система сама (по таблице Хавкиной) вычисляет авторский знак.

    Когда имеющаяся информация введена, нажимаем пиктограмму «Сохранить»

    и в нижней панели появляется запись – в таблице, описывающей наш книжный фонд, появилась еще одна строка.


    Полюбуемся на весь наш книжный фонд. Для этого нажмем на «Найти все»

    И увидим, сколько книг уже есть в нашей базе.

    Создайте еще пару записей- это Задание № 1

    Ввод читателей в базу

    Теперь надо ввести в базу хотя бы одного читателя, чтобы было, кому выдать книгу.

    Для этого перейдем в АРМ «Абонемент»


    Увидим следующее окно:


    Чтобы ввести нового читателя, надо вывести список читателей, нажав на пиктограмму, обведенную линией. В следующем диалоге надо нажать «Создать»

    И заполнить поля. При этом система будет иногда помогать – например, подсказывать следующий свободный номер читательского билета или список категорий читателей. Если в компьютере есть фотографии читателей, можно указать соответствующие файлы. Либо т.н. «аватары».
    Задание 3.

    Заполните регистрационные карточки на Владимира Иванова, ученика 1-го класса «Б», родившегося 29 февраля 1999 года и проживающего на улице Заводской проезд, дом 3 кв 26. И найдите ему аватара.

    То же для Марии Ивановны, учительницы….

    А теперь посмотрим список читателей, нажав опять на ту же пиктограмму.

    Регистрация читателей.

    Для этого надо читателя зарегистрировать.

    Это можно сделать двумя способами – либо через меню Читатель – Регистрация и вводя номер данного читателя,


    либо через вызов Списка читателей, выделив данного читателя и нажав «Регистрация».


    Теперь мы видим слева карточку данного читателя.

    Выдача книг

    Попытаемся выдать читателю книгу. Для этого есть два способа, указанных на картинке ниже.

    Получим диалоговое окно:

    И вспомним, что для данной книги мы не задавали инвентарного номера! А если она подлежит безинвентарному учету – того хуже, соответствующее окно неактивно.

    В данном случае – художественная книга – мы просто поставим её на инвентарный учет.

    Для этого возвратимся на АРМ «Каталогизация»

    Выделим ту книгу, которую намерены снабдить инвентарным номером, войдем в меню Вид – Экранные формы и выберем «Инвентарный учет»


    А потом войдем форму ввода и заведем на книгу инвентарный номер.


    При этом если книга первая, то номер надо будет придумать самим, иначе она предложит следующий свободный. По умолчанию количество экземпляров – 1, что можно поменять. (До инвентаризации система считала, что количество книг, соответствующих данному описанию – 0, потому и все попытки выдать их были бы безуспешны). Остальные поля формы мы изучим позже. Нажмем «Заменить» - книга встала на инвентарный учет и её номер (пусть это будет 1) можно использовать при выдаче.

    Вернемся на абонемент, опять вызовем читателя В.В. Иванова.

    На пиктографическом меню нажмем значок «Выдать книгу» и в диалоговом меню введем инвентарный номер «1» и «Выдать». Увидим, как её запись появится в формуляре В.В. Иванова.

    Для возврата есть пункт меню «Книга» с подпунктом «Вернуть книгу», либо можно нажать F8, предварительно выделив запись о книге в формуляре читателя. Либо просто дважды щелкнуть эту запись – появится диалоговое окно «Возврат книги», куда надо ввести её инвентарный номер.

    Библиотека заработала!

    Часть 2. Профессиональная работа с АИБС МаркSQL.

    Уровень: Функциональный.

    Каталогизация

    После установки системы первой вашей заботой будет создание базы книг и других материалов. Пока весь фонд не будет должным образом внесен в таблицы, работа с системой будет скорее затруднять, чем облегчать жизнь библиотекаря – часть книг придется обрабатывать по старинке, часть – через АИБС. Поэтому желательно как можно скорее пройти этот этап. С целью экономии сил и времени можно воспользоваться некоторыми возможностями системы.

    1. Для заполнения документов на похожие издания применим механизм копирования-вставки:

      1. Найти документ, похожий на создаваемый.

      2. Выполнить команды Копировать, Создать, Вставить .

      3. Внести изменения во вновь созданный документ.

      4. Сохранить документ.

    2. Файлы с базой можно переносить с компьютера на компьютер (если база создана соответствующим образом). Таким образом, можно воспользоваться результатами труда своих коллег, помочь им или осуществить разумное разделение труда.
    Для создания базы документов, каждый из которых описывает единицу хранения, служит АРМ «Каталогизация»

    Через пункт меню «Документ» входим в диалог «Создать», либо нажимаем на соответствующую иконку.

    После этого верхняя панель представляет собой бланк для формуляра книги или другого издания. Каждая строка представляет собой поле, список этих полей записан в шаблоне. Манипуляции с шаблонами – добавление, удаление и перемещение полей возможно в АРМ «Администратор».

    Для облегчения ввода можно воспользоваться словарями, где хранятся многие из нужных нам «термов» - фамилии авторов, заглавия, ключевые слова. При этом мы можем постоянно пополнять словари, пользоваться словарями, полученными извне и т. д. Работу со словарями мы изучим чуть позже.

    При заполнении полей следует придерживаться правил, заданных ГОСТОм. Система берет на себя расстановку разделителей и определение авторского знака.

    Задание . Введем несколько документов, описывающих книгу, журнал и CD- диск.

    Если мы заметили ошибку в описании документа, надо выделить его в нижней панели – в верхней высветятся поля, заполненные при последней коррекции или создании документа. Их можно править, как и при создании – двойной щелчок по полю вызывает диалоговое окно для коррекции.

    Если полей недостаточно, можно вызвать дополнительные – из шаблона – Правка – Дополнить из шаблона.

    Копирование базы .

    Перенести книги из базы «Книги» в нашу базу

    Абонемент.

    При выдаче и приема книг и других материалов в первую очередь мы регистрируем читателя – это мы уже умеем. После этого надо выдать ему книгу. Нажмем на кнопку на пиктографическом меню и получим диалоговое окно

    Если мы знаем инвентарный номер – все просто – введем его и нажмем Выдать. А если номер нам неизвестен или книга состоит на безинвентарном учете?

    Тогда книгу надо предварительно ЗАКАЗАТЬ.

    Заказ книг.

    Для заказа книг следует воспользоваться АРМ Поиск

    Или из АРМ Поиск. Воспользуемся поиском по словарям, тем более что фамилия автора может быть с ошибкой.


    Здесь можно искать сразу несколько книг. Отобранные книги можно выдать сразу, если они в наличии и если у них есть инвентарные номера. Проверим. Двойной клик на книге Джежелей показывает, что их просто нет!

    И выдача невозможна. Для книги Дмитриева ситуация иная – она есть.

    Если мы вместо этой панели видим:

    То через Документ – HTML – формы

    прийти к нужному диалогу. Нажав на «ручку» под словом «Отобрать», мы справа видим результат:

    Теперь эту книгу следует заказать.

    и в появившемся диалоговом окне следует ввести номер и фамилию читателя.

    Книга выдана:

    Но у данной книги есть инвентарный номер, что видно из диалога:

    поэтому можно её выдать и без поиска – заказа

    Поиск. Работа со словарями.

    Для поиска информации таблицы с записями о нашем фонде снабжены индексами – таблицами, в которых вынесено содержимое некоторых полей. В системе «МАРК-SQL» эти индексы называются словарями. Изначально заданы три внутренних словаря и два внешних

    Администратор вправе переводить словари из общего списка в список доступных для каждого АРМа. Обычно бывает необходимо создать внешний словарь и подключить его.

    Входим в режим поиска – либо через Документ- Найти, либо нажимая на иконку «Поиск»


    Теперь в диалоговом окне набираем «Я» и отмечаем Авторы – галочкой. Результат – все издания базы, фамилия авторов (одного из) начинается с «Я»:

    Упражнение.

    1. Найти книги, где ключевое слово – «авиация»

    2. Найти книги издательства «Дрофа»

    Расширенный поиск.

    Дает дополнительные возможности по сравнению с простым.

    Например, мы захотели найти все книги, в заголовок которых входит слово «голова». Результат – ниже.


    Для некоторых типов поиска комбинации ключей фиксированы – соответствующая вкладка называется «Фиксированный поиск ».

    Ну а если мы не хотим набирать на клавиатуре ключевое слово («терм» в терминологии) – можно воспользоваться словарями. Это полезно, если мы не уверены в написании терма.

    Диалог для поиска включает в себя еще две вкладки – для сортировки найденного и для установки фильтров . Например, мы могли бы попытаться найти ноты Эндрю Литтлджона и полученный список отсортировать по издательству и по году издания, но нот он не писал.

    Словари в системе «МАРК-SQL» служат не только для поиска нужных читателю изданий. С помощью словарей удобно заполнять документы – формуляры экземпляров хранения. Если термы, которые надо занести на карточку, уже фигурировали в предыдущих документах, то нет необходимости их снова набивать. А если они новые, то после введения их с клавиатуры, можно запустить процедуру Сервис – Словари и Достроить (это быстрее) или Перестроить словари – и они войдут в обновленный словарь.

    Надо учесть, что без обновленных словарей поиск может оказаться неэффективным и проводить процедуру обновления словарей следует каждый раз, когда происходит движение фонда.
    Можно самим создавать словари. Например, создадим словарь «Место издания». Зададим ему имя, перенесем нужное поле в окно «Отобранные поля» и нажмем клавишу «Создать»

    Поищем с его помощью – ничего! Надо сначала проиндексировать базу (Достроить словарь) – тогда можно! Здесь же можно и удалить словарь, если он не нужен.

    Надо учесть, что словари для каждой базы свои. Если вы решили все документы хранить в одной базе, это не важно, иначе придется для каждой создавать свои словари.

    Воспользуемся полученными знаниями для следующей задачи.

    Копирование базы .

    Предположим, мы хотим перенести информацию из одной базы в другую. Например, книги из базы «Книги», имеющими автором Иванова, перенесем в нашу базу Тест

    Сначала отберем подмножество книг с данным автором.

    .

    Получим следующий результат

    После нажатия «отметить документы» в диалоге

    Говорим ОК, и все документы помечаются значком .

    Отберем это подмножество и скопируем в другую базу.



    После согласия «ОК» в нашу тестовую базу попадут книги Ивановых.
    А теперь удалим их из базы. Их надо выделить либо вручную, либо с помощью диалога, изображенного ниже. Там же есть пункт «Удалить из базы данных».


    С помощью копирования баз данных можно переносить информацию из других библиотек, можно разделить работу между несколькими исполнителями, а потом слить все базы в одну. Для этого, находясь в АРМ «Администратор», надо создать соответствующие временные базы для каждой внешней порции информации, затем подключить из, как это делалось с исходной базой, и можно проводить операцию копирования.

    Инвентаризация и списание литературы.

    Отчеты.

    И вот, когда библиотека заработала или чуть раньше, но когда вожделенная цель близка, от вас срочно требуют отчетов – кто, когда, сколько и т.д. Для выполнения таких задач в системе «МАРК-SQL» есть инструменты, способные удовлетворить потребности любых контролирующих органов.

    Книга суммарного учета (КСУ).

    Работа с КСУ состоит из ввода информации в базу данных и получения выходных отчетных форм. Для школьной библиотеки должно быть 2 КСУ: КСУ учебников и КСУ книг. Каждая из них состоит из 3-х частей:

    Часть 1 – поступление экземпляров,

    Часть 2 – выбытие экземпляров и

    Часть 3 – итоговая, движение фонда.

    Ведение КСУ делается в АРМ «Каталогизация». В меню Вид , щелкнуть команду Экранные формы, далее команду DBLis t , выбрать из предложенного списка требуемую КСУ, или сочетание «горячих» клавиш ALT _3, далее выбрать требуемую КСУ.

    Введем для одной из наших книг запись в КСУ, часть 1 –книги.


    Для этого, нажав «Добавить» заполним форму

    Во второй части КСУ отражено выбытие книг и других материалов. Соответствующая форма выглядит так:


    А результат в КСУ, часть 2 будет такой:


    КСУ, часть 3, формируется как разность множеств единиц хранения, занесенных в 1-ую и 2-ую части соответствующей КСУ.

    Сформируем отчеты по всем КСУ.

    Через меню Вид- Отчеты попадаем в диалог Отчеты.

    Дважды постучав по строке «+Книга суммарного учета (КСУ) фонда», получим следующее диалоговое окно

    Выберем сначала отчет по части 1 и зададим диапазон дат, охватывающий нужный нам период (для теста – сегодняшний день).

    Получим такой отчет по части 1


    Аналогично построим отчет по части 2 КСУ.

    Для построения отчета по КСУ-3 необходимо знать номера записей, с которых в КСУ-3 начинается интересующая нас информация в частях 1, 2 и 3.


    Для нашего случая это 5, 6 и 4 соответственно.



    В результате получим


    Практическая работа .

    Ввести документы на книги. Поставить на учет. Инвентарный и безинветарный.

    Списать некоторые из них.

    Сформировать отчеты по КСУ.

    То же с учебниками.

    Использование приложений MS Office для оформления отчетов.

    Отчеты, сформированные в системе МАРК, можно передать в стандартные приложения – Word, Excel, WordPad, NotePad, FrontPage, Internet Explorer. Делается это так:

    На экране с выходным отчетом через меню Файл – Вызов редактора можно попасть в нужное приложение и там оформить отчет.

    Можно непосредственно из системы распечатать отчет – через то же меню Файл- Печать, либо сохранить его в файл (в формате HTML). Разумнее всего сочетать сохранение и обработку в Excel, либо, если вы не владеете им, то в Word.
    Задание .

    Сформировать отчет по КСУ-3 и передать его в Excel, оформить в виде красивой таблички, удалив ненужные столбцы и строки.

    Комплектование заказа на новую литературу

    Этим модулем удобно пользоваться для составления заказа на новую литературу. Например, в Федеральном перечне учебников мы нашли нужные нам издание – сформируем на него заказ.

    Как загружать список литературы из Федерального перечня.

    Сначала зайдем на сайт Федерального каталога





    Выберем USMARC usmarc-win-ldb.zip - кодировка WIN1251 или DOS-формате.

    Запускаете нашу программу выбираете БД, куда будете заносить информацию (это должна быть новая пустая БД)

    Создадим пустую базу с именем, например, «1», разметим её, как это делали с базой Тест.

    А теперь через АРМ Каталогизатор- Сервис- Импорт документов из МАРК-формата указываете имя разархивированного вами файла и ставите кодировку Windows или DOS.




    После окончания операции - Найти все. Затем – Сервис - Словари- Перестроить. Потом берем что надо.

    Создание списка издательств.

    Для заказа литературы надо указывать источники поступления – издательства. Можно вручную вести список издательств, с которыми работает библиотека, а можно автоматизировать этот процесс, например, введя все издательства, присутствующие в отобранном списке книг. Для примера введем все издательства, упоминаемые в списке литературы, полученной из Федерального каталога.

    Для этого в АРМ Комплектование войдем в пункт меню АРМ «Комплектование» и проведем Поиск- Фиксированный поиск – Незаказанная литература.

    Мы должны получить список всех изданий, содержащихся в Каталоге (если уже что-то заказали – за исключением того, что заказали).

    Теперь с помощью либо двойного щелчка по интересующим нас позициям, либо с помощью кнопки «Отметить документ» - отмечаем, затем там же отбираем как подмножество.

    Затем через Отчет - Создаем список издательств,

    Формируем заказ через Сервис – Заказ, Либо через меню

    Для формирования заказов необходимо создать список источников поступления литературы – в диалоговом окне «Заказ книги» его следует двойным щелчком выбрать из существующего списка либо ввести вручную – он тогда пополнит этот список.

    В списке заказанной литературы появляются нужные строки.

    Теперь можно составить сводную ведомость по заказанной литературе.


    При выполнении заказа список заказанной литературы надо корректировать, пользуясь пунктом меню «Поступление» в диалоге Отчеты


    Задание .

    1. Пользуясь Федеральным перечнем учебников, сформировать заказ на литературу по математике по программе «Школа России», для 7 Б класса Дата заказа 1 мая 2006 года, выполнение – 21 августа того же года. Сформировать основные отчеты.

    2. Процент выполнения заказа 77.

    3 Сделать дополнительный заказ на январь, учитывая частичное исполнение данного.

    4. Создать основные отчеты.

    Книгообеспеченность.

    Создание структуры школы

    Для правильного подхода к обеспечению школы учебным материалом библиотекарь должен представлять себе потребности каждого подразделения – класса, параллели, учительского коллектива и администрации. Поэтому для начала следует описать структуру школы. В АРМ Книгообеспеченность через пункт меню Сервис – Структура учебного заведения либо через специальную кнопку можно построить схему школы. Каждая строка такого дерева получается при нажатии кнопки меню Объект – Добавить дочерний (или подобный) объект, затем, дважды постучав по строкам диалогового окошка, заполнить данные на класс, параллель и другие уровни.


    Заполнив данную таблицу, мы приступим к составлению списка дисциплин, изучающихся в школе.

    Для этого в меню Сервис есть пункт Список дисциплин (предметов)

    А затем, постучав по Названию предмета или по Дисциплине, мы получим диалоговое окно для заполнения

    Вторым шагом мы по предметам подберем книги. Например, для математики поищем книги Истоминой.


    Двойным кликом отметим те книги, что нужны – они откроются, затем в меню Документ внесем их в Список основной (или дополнительной) литературы.

    После задания всех предметов, по которым идеи обучение, следует привязать их к

    Часть 3. Дополнительные настройки АИБС Марк SQL

    Уровень: Системный.

    Шаблоны.

    При создании документа, описывающего единицу хранения, мы видим перед собой

    список полей, которые надо заполнить. Сам этот список для каждого типа документов свой и оформлен в виде файла шаблона. Шаблон используется при создании, корректировке и просмотре документов. Каждый шаблон содержит три набора полей:
    -набор полей для создания документов.
    -набор полей для просмотра и редактирования документов.
    -набор полей для просмотра документов через HTML-формы.
    Работать с шаблонами надо в модуле "Администратор" (меню: "Сервис/Шаблоны").

    Для каждого набора через запятую перечисляются поля с подполями

    В наборе полей для создания документа после кода поля следуют коды подполей.
    Например: 245abc,100abcdequ,700abcdequ.
    В наборе полей для просмотра и редактирования документа записываются коды полей с кодами подполей, но здесь можно указать порядок вывода подполей на экран (т.е например сначала подполе «с», а затем «а».) Если подполя не указаны, то они появятся все в алфавитном порядке.
    Например:001,245badc,100,700,653ba,020,090,091
    В наборе данных для просмотра документа через HTML-форму отдельно описывается каждое подполе с указанием кода поля.
    Например: 245a,245b,100a,100u.
    Этот набор данных используется для просмотра документа в режиме HTML-формы(Вид – экранные формы – 7 HTMLформа)

    С системой поставляются несколько шаблонов и на первых порах их может хватить, но может возникнуть потребность в коррекции существующего либо создании нового шаблона.
    Для корректировки шаблона необходимо его выбрать в списке шаблонов, скорректировать наборы полей и нажать кнопку «Заменить».

    Для создания нового шаблона документа необходимо в поле текущего шаблона (список шаблонов) ввести название нового шаблона, определить группы полей для нового шаблона и нажать кнопку «Добавить».

    Флажок "Выдавать все поля" применим только к шаблону для корректировки документов. Если он установлен, то в редакторе при отображении документа на экране после выдачи всех полей из шаблона будут выданы все остальные поля, присутствующие в документе.
    Для работы с HTML – формой

    Применяется другой список полей.

    Создадим новый шаблон – для мультимедийных изданий.

    В качестве основы возьмем шаблон «Книги», введем новое имя шаблона и скорректируем все 3 списка полей.
    Окно "Список полей" можно использовать при создании наборов полей документов. Для этого сначала необходимо отметить текущий набор полей. После этого, если щелкнуть дважды мышкой в строке списка полей, поле из этой строки припишется в конец текущего набора полей.
    Шаблоны хранятся в папке \bin в файле phase.ini, где описываются также этапы, о которых речь в следующей главке.

    Типичный файл phase.ini приведен ниже – это файл в стандартной поставке.

    ; Этапы обработки документов


    100=Учебники

    300=Статьи

    400=Подписка

    000=Снять с этапа
    ; Шаблоны документов
    [Книги]
    CreateTags=0010,245anpbch,100abcdequ,700abcdequ,653a,520a,020ac,080a,090ax,084a,110a,260abc,504a,505a,440anp,650abxyz,300abe

    EditTags=990a,001,245,100,700,653,520,020,080,090,091,110,260,504,505,440,650,300abe

    ViewTags=245a,245p,245b,260b 260a 260c,520a,653a,020a,020c,080a,090a,090x,084a,110a,504a,505a,440a,440n,440p,650a,300b,300e

    ShowAllTags=YES

    BibLevel=m
    [Учебники]
    CreateTags=100a,700a,245anpbch,260abc,090a,084a,300a,440a,526abcd,521a,650ab,653a,090x

    EditTags=100,700,245,260,653,650,526,521,440,300,090,091,090

    ShowAllTags=YES

    BibLevel=m
    [Подписка]
    CreateTags=099abcdefhxyz

    ViewTags=099a,099b,099c,099d,099e,099f,099h,099x,099y,099z

    ShowAllTags=YES

    BibLevel=m
    [Статьи]
    CreateTags=0010,100a,110a,245apbh,700a,710a,773tdg,520a,653a,090x

    EditTags=001,100,110,245,700,710,773,520,653

    ViewTags=0010,100a,110a,245apb,700a,710a,773tdg,520a,653a

    [Жоп]
    Если мы хотим иначе заполнять документы, то следует написать свои шаблоны, например, для аудиоматериалов такой (автор – М. Вознесенский, ц.б. Лефортово)
    [Аудиовизуальные материалы]

    CreateTags=0000,0010,0080,020ac,024a2,028ab,040abe,041abefgh,044ab2,047a,048ba,084a2,100a,110a,130anpkf,243anp,245ahnpbc,246a,250ab,254a,260abc,440anp,561a,525a,546a,500a,504a,501a,520a,510a,555a,581az,583abcdefhijklnoxz,600abcde2,650a2,630adfhklnpsvxyz2,651a,653a,700a,710a,730adfklnps,850a

    EditTags=0000,0010,0080,020ac,024a2,028ab,040abe,041abefgh,044ab2,047a,048ba,084a2,100a,110a,130anpkf,243anp,245ahnpbc,246a,250ab,254a,260abc,440anp,561a,525a,546a,500a,504a,501a,520a,510a,555a,581az,583abcdefhijklnoxz,600abcde2,650a2,630adfhklnpsvxyz2,651a,653a,700a,710a,730adfklnps,850a

    ShowAllTags=YES

    BibLevel=m
    Заметим, что данный файл содержит дополнительные поля по сравнению с теми, которые мы заполняем средствами системы. Поэтому редактировать phase.ini лучше не вручную, а системой, используя данный фрагмент для справки.

    Этапы.

    Технология этапов применяется в больших библиотеках, где каталогизацией поступающей литературы занимаются целые коллективы. Этапы предназначены, чтобы разделить процесс каталогизации во времени и между сотрудниками и упорядочить его. Возможно, вы придумаете, как применить эту технологию и для школьной библиотеки.

    Сначала вы как администратор должны сделать ряд предварительных действий:
    1. Наметить этапы создания документов.
    2. Определить, какие поля будут заноситься в библиографическое описание на каждом этапе.
    3. Согласно намеченным этапам создать для каждого рабочего места каталогизатора свой файл «PHASE.INI». Как правило, используется один и тот же файл для всех рабочих мест, но администратор может на определенных рабочих местах исключить некоторые этапы из файла «PHASE.INI», чтобы каталогизатор не имел возможности передавать документы на эти этапы. Например, администратор может исключить последний нулевой этап, чтобы каталогизаторы не имели возможность списывать документы с этапа.
    4. Создать шаблоны документов, которые будут использоваться на каждом из этапов.
    5. Определить кто из каталогизаторов и на каком этапе будет работать. Зарегистрировать их в базе данных и прописать им номера соответствующих этапов.
    6. В модуле "Каталогизация" определить шаблон, который будет использоваться в режиме создания и корректировки документов (меню: "Документ/Шаблоны документов").
    Как уже отмечалось выше, одну и ту же базу данных можно использовать и как рабочий каталог, где создаются библиографические описания, и как главный каталог, который используется читателями через модуль «Поиск». Если это не удобно по каким-либо причинам, то окончательно созданные (снятые с этапа) документы можно переносить в отдельный главный каталог через функции системы «Экспорт/Импорт».

    SQL- запросы.

    SQL- запросы полезны, когда нужно работать с уже существующими таблицами, находящимися в разных базах данных, и на их основе требуется создать свою. Базы могут быть созданы в различных средах – MS Access, Excel, MS SQL и других, а мы, допустим, работаем только с таблицами Access. Полное и подробное описание языка SQL – запросов здесь мы приводить не будем, но разбор нескольких работающих примеров поможет понять основные приемы их использования.

    Например (для MS SQL), если Вы создали базу данных Dicts и хотите хранить в ней таблицу описаний внешних словарей (обычно в такой таблице хранятся и некоторые внешние словари общего назначения), то вам сначала необходимо создать в этой базе таблицу EXTDICTS. Это можно сделать средствами СУБД или с помощью sql-запроса:

    После этого для каждой рабочей базы данных надо поместить в таблицу DBRES информацию о префиксе к таблице EXTDICTS. Это можно сделать с помощью следующего sql-запроса:
    INSERT INTO DBRES (NAME,TRES) VALUES ("ExtDictsPref","Dicts.dbo.")
    Если ресурс ExtDictsPref в таблице DBRES не определен, то в качестве описания внешних словарей используется таблица EXTDICTS текущей базы данных.

    HTML – формы. Скрипты и макросы.

    Работая в модулях «Каталогизация», «Комплектование», «Поиск» и «Книгообеспеченность», мы видим на экране информацию, оформленную с помощью языка HTML. В папке \html хранятся все HTML –формы, каждая из которых представляет собой файл написанный на языке HTML со встроенными макросами – программами на языке MS SQL. Список доступных макросов можно получить через подсистему помощи.

    Последовательность макросов может быть объединена в скрипт, который активизируется помощью макроса CallScript. Например изучим какую-нибудь форму. Нажмем «Документ»- HTML –формы, выберем US-Uni формат и в открывшемся окне форм обратимся к Редактору. Откроется файл формы в стандартном окне Блокнота. Файл оформлен по правилам HTML – документов.


    Начинается и заканчивается текстовый файл тэгами, после первого идет тэг, открывающий головную часть документа, которая грузится в первую очередь и содержит служебную информацию в тэгах и заголовок страницы в тэгах – здесь это «document title». После завершающего тэга открывается тело документа – тэгом.



    Автор будет признателен за присланные замечания и дополнения.

    Так получилось, что А(втоматизированная) И(нформационная) Б(иблиотечная) С(истема) «MARK-SQL» поступила в школы задолго до того, как школы оказались готовы к этому. По сути, это первая лицензионная программа, которая была предоставлена школам, причем и в этом случае никто не спрашивал школы, нужна ли им АИБС «MARK-SQL».

    Прошедший период показал, что самостоятельное освоение АИБС «MARK-SQL» весьма затруднительно. Здесь, также как и в случае выбора информационной системы школы, нельзя действовать методом проб и ошибок – если количество учащихся в школе составляет несколько сотен, то книг в библиотеке (документов хранения) – многие тысячи, соответственно создание базы данных ради эксперимента становится весьма затруднительным.

    В качестве домашней работы вам предлагается ответить на вопросы.
    1. Работает ли в вашей школе автоматизированная информационная библиотечная система?
    2. Если да, то какая, если нет - планируется ли в 2009 году ее установка?
    3. Какая АИБС по вашему мнению, предпочтительна для вашей школы?
    4. По мнению библиотекаря вашей школы, нужна ли АИБС в школе?
    5. По мнению администрации школы, нужна ли АИБС в школе?

    АИБС «MARK-SQL» стала победителем тендера, организованного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). В рамках этого проекта в июне 2004 г. была осуществлена поставка в 39512 школ субъектов РФ (кроме Москвы и Санкт-Петербурга).

    Надо сказать, что разработчики создали подробное описание для пользователя АИБС «MARK-SQL». Это многостраничный документ, скачать который можно здесь Скачать mark-sql_is.rar, 2.8 Мб . В папке три файла, запускной файл – index.doc.

    На основе этого документа созданы, и в сети Интернет можно найти более популярные описания. Среди них можно выделить описание, созданное Московским центром федерации Интернет-образования совместно с разработчиками. Скачать описание mark-sql_mcfio.rar, 1.3 Мб.

    Удачным можно считать также описание, созданное на основе собственной практики работы Ткаченко Татьяной Михайловной, заведующей библиотекой МОУ СОШ № 61 г. Ростов-на Дону. Скачать описание mark-pr.rar, 1.28 Мб.

    Актуальность эффективного использования АИБС для работы с электронными ресурсами возросла в связи со стартом приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого предусматривается подключение к сети «Интернет» всех школ России. Логично было бы организовать регулярное обучение пользователей с применением дистанционных образовательных технологий, с консультациями обучающихся в режимах off-line и on-line.

    В середине 2006 года Федеральное агентство по образованию объявило конкурс по проекту «Разработка обучающей интернет-системы по работе с АИБС «MARK-SQL-версия для школьных библиотек».

    Целью этого проекта была разработка электронной версии методических материалов для тьюторов-библиотекарей, а также создание обучающей интернет-системы и организации дистанционного обучения пользованию АИБС для всех категорий пользователей.

    Обучение через Интернет

    Проект был реализован НПО «Информ-система» в декабре 2006 года.

    Учебная программа ориентирована на реализацию преимущественно дистанционных образовательных технологий: до 60% учебного времени отводится работе с обучающей интернет-системой (включая автоматизированный контроль знаний и дистанционное консультирование), не менее 35 процентов - практическим занятиям с АИБС «MARK-SQL-версия для школьных библиотек» и около 5 процентов - на итоговую аттестацию. Учебная программа включает изучение полного набора функций АИБС и связанных с ними систем терминов и понятий.

    Обучающая интернет-система АИБС «MARK-SQL» создана на основе архитектуры клиент-сервер с доступом через web-сайт. Интерфейс для доступа к ним реализован на основе стандартного web-браузера.

    Разработанный учебно-методический материал для обучающей интернет-системы представлен в виде иерархической гипертекстовой структуры, соответствующей основным тематическим разделам учебной программы. Также даны подробные методические указания для самостоятельного изучения учебного материала, связанного с практическим выполнением основных пользовательских операций различными категориями пользователей АИБС.

    В обучающей системе предусмотрены разнообразные способы доступа к учебному материалу:

    С помощью навигации по учебному материалу (просмотровые последовательности, гиперссылки);

    С помощью формирования поисковых образов;

    Через глоссарий;

    Через предметный указатель.

    Программный прототип обучающей интернет-системы обеспечивает реализацию всех типовых режимов сетевых дистанционных образовательных технологий:

    Регистрацию пользователей и формирование протоколов их работы;

    Представление учебно-методического материала в виде наборов web-страниц;

    Доступ к учебно-методическим материалам (в соответствии с категорией пользователей) с помощью наиболее распространенных web-браузеров;

    Технологическую поддержку процессов дистанционного консультирования с помощью средств электронной почты, форума;

    Текущий, рубежный и итоговый контроль знаний (на основе тестов с различными формами ввода ответов);

    Технологическую поддержку режимов автоматизированного контроля знаний учащихся с использованием практических заданий по выполнению отдельных реальных функций АИБС.

    Для организации автоматизированного контроля знаний реализованы тесты с выборочной формой ответа.

    Интернет-система функционирует с января 2007 года. Записаться на бесплатное обучение можно на сайте http://www.informsystema.ru/ . Еженедельно по понедельникам формируются группы по предварительным заявкам для библиотекарей, преподавателей, учеников. Каждый слушатель занимается по своему плану.

    Есть основания полагать, что с введением обучающей интернет-системы АИБС «MARK-SQL» процесс автоматизации школьных библиотек будет происходить в более короткие сроки.

    Краткое описание АИБС «MARK-SQL»

    Сообщений на форуме: 2399

    Всего зарегистрированных пользователей: 385

    Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс создает предпосылки для создания на базе сегодняшней школьной библиотеки информационно-библиотечного центра школы. Это подразделение должно располагать всеми средствами новых информационных технологий, предоставляющих получение качественного нового уровня образования и обеспечивающих творческое самообразование учителей и учащихся через сводный доступ к любому виду информации.

    Какие задачи призвана решать школьная библиотека? Традиционно к ним относятся:

    Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

    Формирование информационной культуры учащихся, включающей культуру чтения, поиска и обработки информации;

    Содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива;

    Проведение внеклассной работы на базе информации.

    Последняя разработка НПО «Информ-системы» называется АИБС «MARK-SQL». Она создана на принципах открытых стандартов и интранет/интернет-технологий, обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов и предназначена для библиотек различного уровня и подчинения. С учетом специфики системы образования на базе АИБС «MARK-SQL также создана версия для школьных библиотек.

    С ее помощью появилась возможность решать целый ряд весьма сложных и актуальных задач. Среди них:

    Модернизация технологии работы школьной библиотеки на основе автоматизации основных библиотечных процессов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;

    Использование всех возможностей программно-технических средств школьной библиотеки для формирования (накопления) разнообразных электронных ресурсов библиотеки, максимально способствующих реализации множества целей школьного образования;

    Создание условий широкого доступа (прежде всего для учащихся) к собственным информационным ресурсам школьной библиотеки, а также ресурсам других организаций.

    Категории пользователей

    Разработанная АИБС-версия рассчитана на три категории пользователей с разными функциями и потребностями. Среди них - библиотекари образовательных учреждений, преподаватели и учащиеся.

    При работе с АИБС школьный библиотекарь имеет возможность:

    Формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке;

    Получить доступ к удаленным базам данных;

    Ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками учебного процесса;

    Автоматизировать процесс учета выдачи книг;

    Вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам;

    Формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий;

    Получить информацию о читательском спросе, анализировать круг чтения учеников;

    Оперативно предоставить информацию об обеспеченности учебного процесса учебниками и дополнительной литературой;

    Подготовить необходимые отчеты, использовав готовые формы и автоматический анализ данных.

    Воспользовавшись данной системой, учитель может в любой момент:

    Подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом, соответствующим школьной тематике;

    Получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удаленных базах данных через интернет;

    Получить информацию об учебниках, как имеющихся в школе, так и рекомендованных для использования, путем доступа к удаленным базам данных;

    Проанализировать круг чтения учащихся;

    Получить список должников литературы класса.

    Ученику же АИБС позволяет без проблем найти литературу по интересующей его теме, воспользовавшись электронным каталогом школьной библиотеки и возможностями поиска в удаленных базах данных федеральных, университетских и муниципальных библиотек и информационных центров России и за рубежом.