Явление информационный взрыв характерно ростом объема информации. Что такое информационный взрыв и как он появился? Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

(Урсул А. Д.). Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в «Summa Technologiae » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

- М. Н. Эпштейн , "Информационный взрыв и травма постмодерна"

См. также

  • Информационная перегрузка /Информационный шум

Напишите отзыв о статье "Информационный взрыв"

Примечания

Отрывок, характеризующий Информационный взрыв

Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

  • Сегодня на нашей планете ежедневно передается 183 млрд сообщений электронной почты (более 2 млн сообщений в секунду).
  • Каждый день пользователи делают 1,6 млн записей в блоги.
  • Каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов.
  • На протяжении ближайших двух лет общий объем данных будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных – в 50 раз.
  • За 210 лет своего существования крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США накопила более 29 млн книг и периодических изданий, 4,8 млн карт, 2,7 записей и 57 млн манускриптов. Сегодня аналогичный объем цифровой информации генерируется за пять минут.
  • Объем информации, еженедельно публикуемой в газете "Нью-Йорк таймс", превышает объем данных, какой в XVIII веке человек получал за всю свою жизнь.

В 2015 году грядет "эксапотоп"

В 2015 году всего за 12 месяцев будет создан объем информации, равный 92,5 миллионам Библиотек Конгресса США:

  • корпоративный IP-трафик сгенерирует около 100 эксабайт;
  • еще 100 эксабайт сгенерируют загрузка фильмов и одноранговый пользовательский обмен файлами;
  • видеокоммуникации и виртуальные миры сгенерируют около 400 эксабайт.

В 1956 году, когда был создан первый жесткий диск, система хранения одного мегабайта информации стоила, по сегодняшним ценам (с поправкой на инфляцию), 78.000 долларов США, а «суперкомпьютер» с таким жестким диском весил более тонны.

в 2029 году всего за 100 долларов можно будет купить систему для хранения 11 петабайт данных. Петабайт равен одному квадриллиону байт, т.е. одному байту с 15 нулями, а 11 петабайт - это видеофильм, если б его непрерывно записывали на Flip камеру с 1492 года по сей день, причем в таком устройстве еще остался бы неиспользованный запас электронной памяти. Иными словами, емкость средств хранения растет, как на дрожжах, а их стоимость стремительно сокращается.

Грядут астрономические перемены и в области вычислительных технологий: к середине 2020-х годов появятся квантовые компьютеры. Сегодня вычислительная мощность ПК стоимостью около тысячи долларов составляет 2-3 процента мощности человеческого мозга, выполняющего примерно 100 триллионов вычислений в секунду. К 2050 году вычислительная мощность компьютера стоимостью в те же 1.000 долларов сравняется с вычислительной способностью всех 9 миллиардов людей, которые к тому времени будут населять нашу планету.

В информационной сфере мы наблюдаем быстрое распространение множества новых приложений, видеоклипов, музыкальных файлов, облачных вычислений, онлайновых операций резервирования, хранения и т.д. Все это создает то, что можно назвать "эксапотопом". Сегодня одно-единственное приложение Cisco TelePresence генерирует больше трафика, чем вся Всемирная сеть в начале нынешнего тысячелетия.

  • В скором времени к Интернету подключится более триллиона устройств. Это будут не только сотовые телефоны, но и множество офисных контроллеров – от температурных датчиков до устройств, считывающих электронные пропуска. Люди будут перепоручать сетям все больше интеллектуальных функций, и в результате сети приобретут множество новых возможностей, включая перевод с одного языка на другой.
  • Планшетные устройства вроде iPad получат более широкое распространение. Человек сможет свернуть компьютер и положить его в карман. Стеклянные окна приобретут функцию дисплеев.
  • Существующие ныне пикопроекторы к 2012 году станут использовать гигабитную технологию для беспроводной передачи данных, встроенную в мобильные устройства. В результате люди смогут пользоваться мобильными устройствами с высокоскоростным подключением и функциями демонстрации изображений в натуральном размере для организации видеоконференций в любом месте – дома, на борту самолета и т.д. Кроме того, с помощью пикопроектора человек сможет проецировать клавиатуру сотового телефона на свою ладонь и набрать на ней нужный номер. Вычислительным устройством сможет стать любая поверхность.
  • Дополненная реальность (Augmented Reality – виртуальные компьютерные изображения, увеличивающие размер реальных предметов) развивается семимильными шагами и лет через пять станет ведущей технологией в мире "белых воротничков". Представьте себе участников конференции, над головами которых висят "облака" с указанием их имен, открытых вопросов, нерешенных проблем и т.п. Такую же информацию через несколько лет можно будет видеть на линзах обычных очков, а еще лет через 10 – и на контактных линзах.
  • В офисах появятся "виртуальные помощники", способные отыскивать нужную информацию и справляться с информационным "эксапотопом". В скором времени сотрудники смогут общаться с такими "виртуальными помощниками", обмениваясь с ними электронными и голосовыми сообщениями. Это избавит работников во плоти и крови от целого ряда рутинных обязанностей, позволив им сосредоточиться на выполнении более творческих задач. Роботы уже сейчас обладают большей выносливостью и сообразительностью, чем живые люди, и поэтому мы будем все чаще видеть их на рабочих местах.
  • Интерфейсы "человек-машина". На рынке уже есть игра MindFlex стоимостью 80 долларов. Играющие в нее прикрепляют к своей голове небольшое устройство и силой мысли передвигают шарик по экранному лабиринту. Кроме того, люди используют силу мысли, чтобы управлять искусственными конечностями, причем такая конечность не обязательно должна физически прикрепляться к телу человека. А теперь представьте нью-йоркского врача, который в удаленном режиме оперирует человека на другом конце континента.
  • По данным главного футуролога консалтингового подразделения компании

Человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный взрыв" в других словарях:

    Информационный взрыв - резкое увеличение объема информации, к рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР … Педагогический словарь

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? взрыва, чему? взрыву, (вижу) что? взрыв, чем? взрывом, о чём? о взрыве; мн. что? взрывы, (нет) чего? взрывов, чему? взрывам, (вижу) что? взрывы, чем? взрывами, о чём? о взрывах 1. Взрыв какого либо… … Толковый словарь Дмитриева

    Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве - Терминология Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве: Взрывоопасный предмет (ВОП) боеприпас или устройство, в том числе самодельное, содержащее взрывчатое вещество или пиротехнический состав и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия

    Менеджмент - (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    Совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Книга (значения). Книга термин, имеющий несколько значений: Давид Т … Википедия

Книги

  • 99коротких рецензий на книги о пиаре , Роман Масленников. Вам нужно срочно найти важного человека с умными мыслями? – Это к пиарщику. Нужно устроить информационный взрыв в СМИ или в своей голове? – Тоже к пиарщику! Хотите знать, что стоящего…

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией - сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке - атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации.

В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными компьютерами, а 20 % - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

В последнее время много говорят об "информационной революции", "информационном взрыве", о переходе земной цивилизации к "информационному обществу". Что же вкладывают специалисты в эти и многие подобные понятия и термины, своей необычностью, непривычностью звучания и яркостью в буквальном смысле слова захлестнувшие страницы газет и журналов, а также электронные средства массовой информации? Всё дело в том, что они теснейшим образом взаимосвязаны с проблемами обеспечения информационно-психологической безопасности России и русского народа, являющегося базовым компонентом государства. Сегодня уже никто не удивляется обилию разнообразной техники, заполонившей многочисленные офисы фирм и компаний, органов власти и управления. Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные телефоны, пейджеры и другие средства получения и обработки информации используются во многих областях человеческой деятельности, и количество сфер применения будет постоянно расти. Кроме того, уже и в системе среднего образования вводятся новые специальности для учителей, например, так называемые "тьюторы" будут готовить учеников школ для работы в глобальных компьютерных сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический прогресс нельзя остановить. Надо реагировать на происходящие в мире (в том числе и в информационной сфере) изменения адекватно. Если рассматривать данную проблему именно под таким углом зрения, то для русской глубинки государственными структурами должны быть разработаны и введены в практическое использование соответствующие программы государственной поддержки тех регионов, которые нуждаются в дотационных вливаниях. Кроме этого, наконец-то, должен быть ликвидирован дисбаланс в правомочиях субъектов Российской Федерации. Нормативные акты всех регионов России в законодательном плане не должны расходиться с норма-ми Федерального центра, с Конституцией России. Имеется масса отличных документов, принятых и утверждённых высшими должностными лицами России. Среди них и Доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом страны В.В. Путиным в сентябре 2000 года. Данный документ смело можно назвать программным актом государственных структур в информационной сфере. России предстоит искать и находить ответы на постоянно возникающие вызовы времени, давать возможность роста молодому поколению, способному служить на пользу своей Родине. В самом термине "информационно-психологическая безопасность" видно тесное переплетение различных сфер - информационной, психологической и других. На самом деле проблема, скрываемая за названием, ещё более глубокая и важная: защита национальных интересов от вредоносных, несанкционированных, враждебных информационно-психологических воздействий. Что можно отнести к таким воздействиям? Их спектр охватывает не только названные в разделе сферы. Рассмотрим простейший пример - рекламное воздействие на массовое сознание. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "25-ым кадром", когда влиянию самой тематикой рекламных роликов подвергается подсознание человека. Одна из задач торговой сферы - сбыт продукции. Одна из важных задач государства - защита собственного населения от недобросовестной или ложной рекламы. Здесь надо приходить к взаимовыгодному решению накопившихся вопросов. Именно сегодня очень мощному внешнему воздействию подвергается и духовная сфера российского общества, или, говоря языком официальных документов, "сфера духовной жизни". Нет ли в ней сегодня проблем? - можно задать такой вопрос и сразу же на него ответить - конечно, есть. И эти проблемы надо решать. Детская беспризорность, наркомания, пьянство, безработица, выталкивающая за ворота предприятий многих, заставляя их менять сферы деятельности, насаждаемые в некоторых СМИ чуждые для жителей России ценностные ориентиры заставляют предположить, что не всё благополучно в нашем общем доме. Одна из задач органов власти и управления - решение названных проблем. Возвращаясь к проблематике статьи, надо отметить следующее. Для того, чтобы научить подавляющее большинство населения грамотной работе с информацией, надо создавать специальные подготовительные центры. Иначе прогрессивно нарастающая лавина разноплановой информации может захлестнуть своими потоками неподготовленных людей. Поэтому и психологическую сферу (психосферу) человека следует готовить к работе в условиях информационных перегрузок постепенно. Одна из особенностей человеческой психики как таковой - медлительность изменений. И это, на самом деле, очень хорошо. Человек, пропуская через свой внутренний мир определённые внешние перемены, успевает к ним адаптироваться. Но всё равно это связано с возникновением разнообразных перегрузок. А то, что такие перегрузки будут увеличиваться и разрастаться, скоро заметят (если ещё не заметили) многие. В связи с этим и в школьные программы, и в курсы подготовки специалистов с высшим образованием сегодня вводятся новые дисциплины.

Одна из проблем многообразия профессий - количество затрачиваемого на подготовку специалиста времени и качество подготовленного специалиста. Вопрос: можно ли научить человека работе на компьютере за несколько занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос: будет ли такой специалист разбираться в премудростях структуры персонального компьютера, сможет ли он заниматься, как говорят специалисты, "железом" (начинкой)? Ответ на данный вопрос также лежит на поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду с краткосрочными курсами повышения квалификации должны существовать базовые образовательные системы, в ходе освоения которых люди получат фундаментальную подготовку по широчайшему кругу вопросов. Такие специалисты всегда высоко котируются на профессиональных рынках. Они окажутся тем "золотым фондом" русского народа, который и будет вести Россию в XXI веке. Что касается предотвращения перегрузок по информации, то одна из задач центров, которые можно было бы создать в данной области, должна быть адаптация и обучение людей поиску объективной, достоверной и своевременной информации. Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек(!). Данная статистика свидетельствует о серьёзности возникающей проблемы. Ещё не так давно шёл извечный спор между "физиками" и "лириками" о приоритетах образования. Предметом дискуссий была проблема так называемого гуманитарного и технического образования. Сегодня на повестке дня оказывается универсальность образовательных систем и переплетение образовательных программ. А это всё напрямую связано с вопросами получения, обработки и использования информации.

Если русский народ сможет адекватно среагировать на быстро происходящие изменения мирового уровня (в том числе и на так называемую "глобализацию"), сохранив при этом свою душу и самобытность, значит, уже в скором времени все почувствуют и увидят позитивные тенденции. Но для этого нужно много и кропотливо работать, налаживать системы поиска и отбора талантливой молодёжи, допуска их к ресурсным базам, обучения и использования на передовых рубежах для защиты национальных интересов нашего народа. Завершая данную статью, хотелось бы выделить следующее.

Для решения многочисленных проблем, поднятых в материале, предстоит очень много трудиться, не покладая рук. Задача общественности, средств массовой информации - поднимать вопросы, если они существуют, предлагать свои (возможно, и авторские) варианты решения накопившихся проблем, а задача властных структур - находить мостки для реализации на практике принимаемых решений, чтобы они работали на благо личности, общества и государства, защищая жизненно-важные интересы триединого целого в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в информационной как одной из важнейших составляющих современного общества.